Неделя о Страшном Суде


Ныне Неделя о Великом и Страшном Суде. И так совпало, что в этом году совершается и память Новомученников и Исповедников Российских.

Мы с вами совсем недавно праздновали Рождество Христово, взирали на воплощенное Слово Божие, на Богомладенца Иисуса Христа, приходили мысленно к Вифлеемскому вертепу на поклонение Царю веков.

А нынче мы празднуем Его второе Пришествие. И если прошлое событие мы с вами вспоминаем, то нынче мы только лишь в образах и приметах, о которых говорил Господь, рассуждаем о том великом событии, которое предстоит нам с вами пережить. Это Великий Страшный и Славный Суд Божий.

Когда случается пожар и кричат: “Пожар! Спасайтесь!”, тогда всем понятно, что надо выбегать и спасаться. И люди действительно спасаются, ибо ощущают и жар огня, и знают бедствия, приносимое стихией. Однако, когда Церковь Божия говорит: “Спасайтесь! Грядет Страшный Суд и каждый из нас даст ответ на этом суде!” – почему-то люди расслаблены и совершенно не внимают этому зову Церкви.

Отчего так бывает? Дело в том, что люди не верят, в то, что будет Страшный Суд. Им кажется, что все это – метафора, образ, а если он и будет, то может быть меня это не коснется, может быть я-то как-нибудь на “авось” и избавлюсь осуждения. Но здесь, дорогие мои,не поможет наше с вами русское “авось”.

Потому что Господь воплотился для того, чтобы нас спасти. Он делал все возможно и даже невозможное по человеческим меркам, чтобы нас спасти – Он отдал Себя за род человеческий! Пролил Свою кровь на Кресте, чтобы мы с вами вернулись в свое отечество, т.е. в Царствие Божье. А нынче мы с вами так привыкли в изгнании, подобно тем иудеям, которых угнали в Вавилон, где многие из пленных устроились весьма хорошо на новом месте, пускай это и пленение, и чужбина, но попривыкли, прижились, приспособились. И когда Персидский царь Кир призвал старейшин иудейских, отдал сосуды Иерусалимского храма, дал средства на восстановление Святого Града и разрешил возвращаться на родину, то лишь немногие, чьи имена увековечены в Священном Писании (Езд.1), вернулись в Святой город, а остальные остались в богатом языческом Вавилоне.

Подобно этим иудеям и мы с вами, дорогие, забываем наше Отечество Небесное, ту Кровь, которую пролил за нас Христос. И приживаемся, приноравливаемся и приспосабливаемся к жизни сей временной. Но подобно тому, как блудный сын не мог напитаться рожками свиней, которые есть удовольствие мира сего, так и мы не можем удовлетвориться нашими страстями, поскольку свойство их таково, что, однажды привнеся в нашу жизнь ту или иную радость, то или иное удовольствие, в следующий раз уже такого удовольствия не дают. И человек как за призраком бегает то за деньгами, то за славой, то за комфортом, а это все, в свою очередь, бегает от него и, как вода сквозь пальцы, утекает, не давая покоя в сердце.

А Господь предлагает нам Царство! И сегодня в Евангелии Он восседает как Царь, который приходит судить. И не спасать, а именно судить, потому что уже однажды Он отдал Себя на Крест ради нашего с вами спасения. Теперь же Евангелие предлагает, уже сегодня, предваряя Страшный Суд Господень, самим ответить за нашу с вами жизнь.

Но дело еще и в том, что судить будет не только Господь. А судить будут наши с вами родные и близкие, которые не убоялись палачей, не убоявшись смерти самой, мучений и ссылок, того ада, который называется ГУЛАГ, ада, который называется Соловецкий лагерь, они остались верными и преданными Христу, верными и преданными Его Церкви. Они будут нас судить. Они будут спрашивать нас – дети, как вы оставили веру православную, за которую мы пролили драгоценную кровь?! Неужели наши мучения и наши подвиги были напрасны, что вы так легко живете без Бога? И каково им на Небесах смотреть, как мы погибаем! Как мы развращаемся, как мы в пьянстве и безделии проводим дни свои, когда уже все вокруг вопиет – пожар!

Мир горит в безбожии, в разврате, в злобе и ненависти. Мы постоянно слышим об убийствах, катастрофах, о том хаосе, который сегодня царствует в мире, а мы все спим, а мы все в спокойном состоянии, когда уже давно пора взяться и начать тушить пожар этих страстей, которые прежде всего разгораются в нашем сердце.

Судить нас будет еще и наша совесть. Увидев сонмы наших сродников, увидев тех, кого мы, может быть, считали ниже себя, которыми пренебрегали и которых осуждали, окажутся одесную Царя! И они услышат Глас  – войдите, благословенные, наследуйте Царствие Божие, которое уготовано вам от сложения мира. А мы, мнящие о себе, что мы православные, что мы угодны Богу, мы окажемся ошуе, с козлищами, которые Господь отправит в темницы адовы, в огнь неугасающий. Да не будет этого!

Сегодня, когда мы вспоминаем Страшный суд, мы вспоминаем конец всей человеческой истории. Ведь в следующее воскресенье мы будем вспоминать начало творения мира и нашу с вами трагедию – грехопадение праотца Адама. Поэтому будем готовиться, дорогие мои, к Великому посту, который есть время благоприятное, время спасения, время труда над собою. Не пренебрежем заповедью о посте, нарушение которой изгнало Адама из рая, но потрудимся в воздержании, дабы через него войти в Царство Небесное.

Сегодня заговенье на мясо, начало Сырной Седмицы. И хотя принято в народе широкое празднование, надо помнить, что не для разгулья установлена эта сплошная седмица, в которую разрешается вкушать в среду и в пятницу сыр и масло, и яйца, и рыбу – не для того, чтобы мы упивались и веселились, а для того, чтобы потихонечку уже приготовлялись к Великому посту. И потому Церковь установила мягкое и постепенное вхождение в этот пост, чтобы мы с вами не унывали и не подорвали свое здоровье, а не для того, чтобы в разгуле и безумных весельях и в пьянстве отпраздновали Масленицу.

Будет с вами благоразумны и стараться помнить о том, о чем говорил Господь –  «милости хочу, а не жертвы». И весь Страшный Суд, вся его картина говорит, прежде всего о том, что не взыщет Господь с нас молитв, поста и подвигов телесных. Все это очень важно, но именно для того чтобы стяжать главные добродетели – любовь и милосердие. Именно это взыщет с нас Господь – имеем мы это или не имеем, приобрели мы это в своей жизни, или нет. Потому что «Суд без милости не сотворшему милость». Аминь.

прот.Олег Вилко

Произнесена 7 февраля 2010 г.

Дата записи: 9 Февраль 2010, th в 21:17 в рубрике Новости.