Орусьярви


Церковь в честь Божией Матери – Утешительницы в Орусьярви была построена и освящена в 1910 г. Предложение построить в селе церковь исходило, по-видимому, от Салминского настоятеля о. Николая Васильева. Одним из причастников к этому делу упоминается и Степан Иванович Бальяцкин. О. Николай Васильев направил в епархиальное управление или в Духовную консисторию письмо, в котором просил разрешение о строении церкви в Орусьярви. Епархиальное управление одобрило прошение, и архитектор епархии Николай Николаев приготовил чертежи и смету 15.01.1909 г. После чего Консистория отправила запрос в Церковное управление Сената о безвозмездном выделении строительного леса из государственного Тулемского лесного дачного участка, т.к. «обедневшие местные жители согласны помогать только незначительным количеством к началу строительства». Сенат отверг прошение и причиной тому было следующее: и лютеранские приходы не получили бесплатно строительный лес из казенного лесного участка, а, согласно газетным данным, на строительство церквей Россия выделила 10 000 рублей, да к тому же Салминские жители были самыми зажиточными во всей восточной части Финляндии и владели хорошим лесом, а Тулемский лесной массив решено разделить на участки заказчикам и лес уже сосчитан и разделен, кроме того рассмотрено, что от Орусьярви до главной Салминской церкви всего 1,5 peninkulmaa и в строительстве церкви нет необходимости. Итак, строительный лес не был получен от государства бесплатно. Не смотря на это церковь была построена. Сенат утвердил проект и смету в следующем году, и работы начались весной 1909 г. Нестеров, купец из С-Петербурга, всего пожертвовал на строительство церкви 36 000 руб. Жители выделяли строительный лес. Работы курировал мастер Иконин из Сортавала. Подрядные работы отданы купцу Василию Федоровичу Хозанову. Освящение церкви совершил архиепископ Сергий 20.12.1910 г. Работы по ремонту были проведены в 1920 г. Наружная окраска была произведена летом 1925 г. на средства общины. Стены окрасили в светло-желтый цвет, крышу в темно-красный, купола в темно-синий, кресты в ярко серебряный. Реставрацию же наметили на лето 1926 г.

Церковь была бревенчатая, обшитая с внутренней и наружной сторон вагонкой, под железной крышей. На колокольне было 4 колокола, из которых самый большой весил 51 фунт и 36 футов, подаренные крестьянином Николаем Укконен из Орусьярви и купцом Педри Тутти из Салми. Церковь была обнесена деревянным забором и располагалась у старой часовни, которую позднее перенесли в д. Каунаселькя. Участок часовни и погоста были, конечно, слишком малы, но был увеличен на 0,324 га за счет подаренных крестьянами Иоанном Ф. Ровио участка под номером 7.5 и Федором Коверским участка под номером 3. Таким образом церковный участок и погост составили в общей сложности 0,730 га. Новый участок стал называться «kirkkomaki» (церковная горка) и имел регистрационные номера 3.4 и 7.5, а так же отмежеван от участка №3. Новое кладбище в 1,5 га располагалось в 1 км от церкви.

Из внутренней отделки упоминалось о том, что иконостас был расписан Валаамским монахом, купец Педри Тутти из Салми подарил канун (панихидный стол), а землевладелец Петр Ровио венчальные венцы.

Фундамент церкви крестообразный. Алтарь расположен на восток. Потолок основного храма поднимается вверх восьмиугольным куполом, в котором окна расположены на четыре стороны.

На крыше восьмиугольной башни был луковицеобразный купол с маковкой и крестом. На западной части расположена восьмигранная шатровая колокольня с маковкой и крестом. Под основанием креста окна в верхней части были треугольные. Другие же были прямоугольные с Т-образными клетками, верхняя же часть была треугольной.

С боку храма располагался погост (кладбище), который историей своего возникновения уходит в XV в. На этом месте, возможно, располагался монастырь, опустевший в конце XV в. Также и деревня опустела во время шведского нашествия в конце XVI в. Поселение восстановилось в нач. XVII в. Продолжение захоронений после такого перерыва сомнительно.

На погосте Орусьярви, от центра немного на север, располагалась довольно большая с прямой крышей часовня, воздвигнутая возможно в 1887 г. Окружной врач Салми Фонселиус занимался обследованием погоста осенью 1914 г. Единственное место без захоронений было место снесенной часовни, погост же был полностью занят могилами. Это означает, что часовня была построена на погосте в то время, когда захоронения уже начались. Точно установить время возникновения как часовни, так и погоста не удалось за отсутствием точных данных. В начале 1930 гг. часовня была уже 100-летняя.