Сортавальскому погосту в XVI в. принадлежали храмы в Отсойнен, Кити и Суйстамо. Возможно, что немного раньше 1589 года уже существовал Импилахтинский православный приход. В начале XVII в. в Импилахти уже существовала церковь, которая располагалась на холме Каммонен. Это место позже было забыто так, что уже до войны никто не помнил о нем.
К Импилахтинскому погосту принадлежали два храма, один из которых в Кителя существовал с 1686 г., а об основании прихода упоминается в 1777 г., но скорее всего это в названии прихода происходили изменения.
Во время Шведского правления во второй половине XVII в. начался новый этап развития в Импилахти. С Запада пришли новые жители из различных слоев, уровень образования которых был низким. Со шведами пришло как понятие о лютеранстве, так и об образовании. Народ пытались приобщить к чтению, но бестолковые люди не принимали этого, и когда после окончания богослужения пытались выяснить степень познаний толпа устраивала затор в дверях. Тем не менее, уже 1680 г. распространялись знания, и часть жителей владела грамотой. Препятствием к просвещению была одна беда – среди жителей сильно развито было пьянство. Хмель же выращивали сами.
В 1638 г. образовался лютеранский приход, но первую церковь построили в 1670 г. Шведы зорко следили, чтобы православные не уклонялись от обучения и духовного окормления.
Около церкви в Импилахти располагалось поместье священника. В 1643 г. произошла нашумевшая судебная история о том, как два священника Василий Ертонович Рухкайнен, который был избран на место умершего священника, вдова которого правила сама и не хотела никого пускать в дом, и Софрон Данилович выпивали вместе с Еремко Ивановичем Касайнен. Когда вино кончилось, они отправились за две версты в Сумерию к Хейкки Мултайнен и, купив вина, на улице поспорили, и Касайнен ударил о. Василия по голове. Тот упал, а Касайнен сбежал, но на следующий день пришел просить прощения. Прощения он не получил, а о. Василий скончался в тот же день.
Эта история говорит о том, что священники жили попарно, так же как и хуторяне, что церковь находилась в двух верстах от Сумерии и что крестьяне угощали священников как православных, так и лютеран.
Так в начале шведы пытались олютеранить всех импилахтинцев. С православными это не удалось по многим причинам. Главное то, что карелы из поколения в поколение передавали православные обычаи, и это было частью их жизни. Лютеранские священники оставались без материальной поддержки и вынуждены были побираться у православных крестьян. Лютеранский храм был построен очень скромным. Старые карелы посмеивались над лютеранскими священниками, а также скудным безиконным церквям и их службам.
Но две церкви, рядом построенные, соревновались в привлечении прихожан, хотя и отличались в своих методах.
Работа в православной общине Импилахти
Православные карелы, по рассказам старожилов, уже были с XIII в.
В Импилахтинском приходе, действующем с 1580 г. на территории Сортавальского погоста, центральное место занимает Рантусская церковь. Кроме богослужений были посещения Мёнтёля и Валаамского монастырей. Мёнтёля – это остров, расположенный неподалеку от Ляскеля. К тому же устраивались паломничества в Олонецкий район в Стройтцкий монастырь и во многие другие святые места.
В 1614 г. Импилахтинский приход упоминается в составе Сустаймского поселения, а в 1638 г. в составе Сустаймского погоста. В 1643 г. в Импилахти был свой священник Василий Рухконен, но после прихожане обращались в Сустаймо, несмотря на то, что в Кителях с 1777 г. упоминается об общине, хотя храм был воздвигнут на 100 лет раньше.
Еще с 1671 г. в судебной книге упоминалось о существовании в Импилахти православного священника и дьяконского места. В те времена они вынуждены были часто обращаться к жителям за пожертвованиями. Часто хозяйственные доходы этих мест были под сокращением, и так за вторую половину столетия положение православного прихода резко ухудшилось. После перемирия 1661 г. лютеранские приходы тоже уменьшились.
Первая церковь в Кителя была освящена во имя архангела Михаила, которая сгорела в 1773 г. Прихожане захотели сразу же построить на том же месте новую церковь. Санкт-Петербургский архиепископ Гавриил дал сразу же разрешение и рекомендации на строительство. Новая церковь была построена в 1777 г. и освящена в честь пророка Илии и архангела Михаила. Эта церковь была реконструирована в начале XIXв., но сведений о первоначальном строении не сохранилось. Но стены церкви были на месте еще до зимней войны.
Православные хотели, чтобы в каждом поселении были или молебные комнаты, или часовни. Оценивая это, во многих импилахтинских поселениях действительно они были, но не все сведения дошли до нас. Часовни строились в центре деревни, часто на местах погостов (кладбищ). Погосты были окружены вековыми деревьями, часто на местах языческих капищ. По крайней мере, в Импилахти эти старые погосты сохранились в покое, хотя они давали ценные сведения археологам. Раньше жители хоронили покойников без отпевания. Священник же ходил после отпевать, иногда несколько умерших сразу. После погребения их покойников поминали несколько раз в году. На могилу носили еду, которую любил покойный. Языческое поверие говорило, что покойные приходят есть и это необходимо для их бессмертной души, и таким образом якобы сохранялась связь поколений. Старые православные погосты были в Кителя, Кокоселькя, Кютосюрья, Сюськюярви, Керисюрья, Сумерия и Питкяранта. Три последних не были первоначально значительными, в Сумерии тоже в начале было только лютеранское кладбище.
Так описал Лайтинен в 1930 г. Импилахтинский погост: «На погосте Кютосюрья, который в какой-то степени обнесен забором были вековые деревья, часто могилы не видно из-за красивых цветов и кустов. Место особенно красивое, на юге синеет за изгибом Импилахтинский центр и Хуунуканские береговые откосы, на западе за глубокой и длинной долиной проглядывают крыши Керисюрья.
Красивое кладбище и в Кокоселькя. Оно располагается на красивом пригорке с откосом на запад. В тени деревьев шумят луговые травы. Огромные деревья свалены. Если с места подняться метров на десять ввысь, то будут видны синеющие леса Суйстамо.
В Сюськюярви современное кладбище располагается на острове, там же очень красивый погост и небольшая часовня. Старый погост там же на острове, но позади.
Красивый вид на месте расположения старой церкви в Кителя. Вековые деревья, окружающие погост, сама церковь, старые сравнивающиеся с землей могилы и могилы этого времени, могильные камни, которые переносят наши мысли из древности в современность».
Из редких сохранившихся записей приходов Кителя имеются записи относительно рождаемости и смертности жителей на 1783 и 1784 гг. В предыдущем году родилось 30 чел. и умерло 12 чел. В следующем году родилось 44 чел. и 17 чел. умерло. В 1783 г. умерло 2 детей от оспы, 1 взрослый от пневмонии, 1 от укуса, 1 от опухоли и 3-е от старости.
В 1831 г. областной секретарь Кристиан Лёфстрём приготовил договор о капитальной перестройке церкви в Кителя. Тогда был перестроен алтарь прор. Ильи и перенесен вперед, а Михайловский алтарь оставлен на месте и церковь стала носить имя архистратига Божия Михаила. По-видимому, церковь была разобрана и на том же месте из нового материала возведена новая.
Эти значительные изменения указывают и на значительные изменения в жизни прихожан. Приход Кителя определялся и теми деревнями, которые позднее принадлежали кителевскому приходу в Питкяранта. Количество прихожан возросло на 18 человек. Почему в 1810 г. количество прихожан резко уменьшилось, сведений нет. Возможна миграция. Во всяком случае, в приходе Кителя было так много зажиточных прихожан, что всегда была возможность платить жалование священнику, дьякону и пономарю.
Усадьба священника была с лугом и полями. Основной доход был, конечно, от пожертвований прихожан, а дополнительный от венчаний, крещений, отпеваний усопших и иных церковных треб.
С 1867 по 1887 гг. настоятелем церкви в Кителя был священник Алексий Шепелевский. За время его пребывания дела в приходе продвинулись. Он организовал передвижную школу и намеревался создать народную школу. Сам он был крепкой веры и требовал того же от прихожан. Молитва начиналась уже у ворот церкви и обладая навыками передавал их другим. Совершившие грех должны были положить до ста поклонов. В то время отремонтирована старая церковь, но новую строить не было в планах у него. И сначала торговец Василий Ратинен взялся было построить каменную церковь на 30 тыс. рублей, но этого не было достаточно и была построена деревянная церковь, которая освящена 11.09.1883 г. В ней был только один Престол во имя св. арх. Михаила. Церковь была позднее окрашена, а в 1892 г. отреставрирована старая церковь.
В конце XIX в. упоминается строительство церкви в Питкяранта. Ее начали строить в 1895 г., но по консисторским обоснованиям в Питкяранта быть самостоятельным приход был не готов. Прихожане же были крайне против разделения приходов, однако это произошло в 1925 г.
Многие священники были родом из России и плохо знали язык местного населения, и только Петр Сотиков в какой-то мере знал финский, судя по документам, которые он оставил:
«Духовное завещание.
Я, кантор Киндиф, из деревни Кителя, умираю в присутствии крестьянина Егора Ефимова и вдовы Дарьи Игнатьевны в полном сознании и понимании того, что подходит смерть. Объявляю в присутствии официальных лиц, что завещаю свое имущество своему зятю и дочери…
Написал пономарь Петр Сотиков по просьбе жены».
Такое распространение русскоязычных священников среди карельского населения, по-видимому, имело целью распространить веру в царя. В XX в. это был вопрос судьбы православных приходов.
Уже в начале столетия сгорела церковь в Кителя 24.02.1901 г. Когда новую церковь топили, то огонь из печи воспламенил стену, и утром в 8 часов в конце Богослужения удалось спасти только Престол, кресты, Святые Дары, Жертвенник и антиминс. Новую церковь планировали построить каменную, что дороже. Прихожане хотели построить такую же, но чертежи были все уничтожены. Так был привлечен к планам строительства мастер-строитель J. O. Leanderin.
В 1900 г. настоятелем церкви был о. Василий Соболев, прослывшим как помощник бедных и блаженным батюшкой. Но в деле строительство церкви он вступил в спор о месте строительства с прихожанами. Он предлагал строить храм в центре деревни. Дело дошло до того, что Духовная Консистория потребовала спорные издержки заплатить о.Василию Соболеву, хотя он просил освободить его от службы.
Новая церковь была освящена 29.11.1907 г. В ней был один Престол во имя прор. Ильи, иконостас был очень скромным, хотя в сгоревшем был двухъярусный иконостас.
Старая церковь (вторая) стояла в центре погоста (кладбища). Ее строение разрушалось и приходило в негодность. Консистория распорядилась отдать ее под другие нужды, но прихожане забили тревогу и спасли церковь еще на 30 лет. В Зимнюю войну оба храма были разрушены.
Во время настоятельства свящ. Василия Соболева были построены так же и часовни. Так жители Кютёсьярви собрали деньги и заготовили 200 бревен и составили план постройки часовни. В 1904 г. часовня была построена на бывшем месте. В 1906 г. жители Сюскюярви тоже собрались разобрать старую часовню и построить на этом месте новую, которая была бы такой же, как в Кютёсьярви. В Руокоярви тоже была обещана постройка часовни 4 м длины, 3 м ширины и 4 м высоты. Она была построена, но сгорела почти сразу же.
Так в течении года пришлось ремонтировать усадьбу священника и искать новое место под кладбище, которое было бы поближе. В 1910 г. в Хаукаселькя была выделена земля для нового кладбища Андреем Руусканен, которая была поблизости старого храма Кителя. Жители Кютосюрья снова посылали просьбу в Сенат о удовлетворении права на открытие нового кладбища для жителей Сумерии. Разрешение получили в 1912 г.
Священник Василий Соболев в 1909 г. был переведен в Сортавала. На его место пришел свящ. Исаак Мусовский, отец которого был в Кителя пономарем, но и он через 2 года был переведен в Оулу, а на место настоятеля пришел свящ. Владимир Толстохнов. Он был, по-видимому, русский и начал крупные изменения. Так им было установлено богослужение только на русском языке и при нем в Импилахтинском погосте действовали три основных русских школы. В 1917 г. его перевели в Суйстамо, а место настоятеля вновь занял о. Исаак Мусовский. Он по собственному желанию был освобожден в 1933 г., а на его место пришел о. Пааво Саариковский, который был на учебе в Сортавальской семинарии и в 1937 г. он продолжил учебу. Тогда на приход Кителя пришел о. Александр Оланто, который был последним настоятелем, впоследствии настоятель в Варкаусе.
Выше было сказано, что прихожане Кителя хотели отдельную церковь в Питкяранта, поэтому в 1898 г. там был построен на подаренном заводом участке приписной храм, освященный архиепископом Антонием (Вадковским).
Во время самостоятельности в Импилахти произошло несколько отречений от православной веры. Чрезмерное увлечение некоторых священников и мирян русским породило в народных умах и у поверхностно относящихся к вере прихожан желание уйти из Церкви, которую иногда называли Греко-Российской. Может быть перехода в лютеранство было бы больше, если бы в Кителя не родилось Братство преподобных Сергия и Германа Валаамских, которое занималось миссионерской деятельностью. Сошлемся на Историю Импилахти Лайтинена, которая описывает это рождение. Там протоиерей Сергий Окулов рассказывает:
«В 1880 г. школьный учитель Николай Воронов проводил свою веселую свадьбу в Кителя в доме Юдина. Звучала музыка и танцующие пары вихрем кружились в большом светлом зале. В одном углу зала сидели мы трое: настоятель церкви о. Гавриил Соболев (ныне покойный), протоиерей кафедрального собора Михаил Казанский и третьим был я. Наши мысли были совсем о другом. Мы говорили о плачевном состоянии Греко-Кафолической Церкви в Финляндии. Греко-Кафолическое население пребывало в полном неведении в вопросах веры. Богослужения повсюду совершались на странном для народа языке. Вся вера ограничивалась внешними ритуалами, а о внутреннем содержании не говорилось ни слова. Суеверие процветало в полной силе. «Ильинские бычки» приносились в жертву еще в Мантсинсаари. Проповедь была редкой. О сельской грамотности не было и речи. Школы были только церковно-приходские и в них в основном обучали только навыкам чтения на русском языке, чем обучение и ограничивалось.
Чтобы исправить положение дел эти священники основали Братство преподобных Сергия и Германа, которое получило название в честь основателей Валаамского монастыря. Устав братства был одобрен в 1885 г. В следующем году вышел первый номер их журнала «Aamun Koiton» («Утренняя Заря»). Снова общество основали в 1921 г., после чего оно выполняло много миссионерской работы, выпускало журнал и др. литературу. Заметными формами деятельности были духовные собрания, на которых под руководством священников выступали в Импилахти учителя Яакко Хяркёнен и Юрьё Саарела, а так же проведение «вторников». В приходах Импилахтинского погоста «вторники» проводились в Питкяранта, Руокоярви, Хуннука, Ките, Сюскюярви, Хиппола, Керисюрья, Кирконкюля, Кютёсюрья и Метсякюля.
Под рукой у православных жителей Импилахти был Валаамский монастырь, куда они совершали многочисленные паломничества. У монастыря в Импилахтинском погосте было подворье – Германовский скит с красивой кирпичной монастырской церковью и деревянные келейные корпуса. В скиту проживало несколько десятков монахов, которые занимались земледелием, рыбалкой и садоводством. Одетые в длинные черные мантии дружелюбные монахи, многие из которых были чисто русскими, пользовались уважением лютеран. Они могли спокойно молиться и работать. По соседству с Сюскюнсалми не было никакого населения, поэтому для самих импилахтинцев жизнь скита была несколько таинственной в этом Византийском золотом блеске.»
Таблица количества прихожан в приходе Кителя на 1805-60 гг.
Год | Мужчины | Женщины | Всего |
---|---|---|---|
1805
1806 1811 1826 1828 1829 1844 1846 1849 1860 |
1003
916 761 979 1098 1123 1265 1274 1314 1381 |
1040
896 754 982 1106 1166 1320 1364 1367 1478 |
2043
1812 1515 1961 2204 2289 2585 2638 2681 2859 |