Изначально церковь Мантсинсаари располагалась на месте Салминской церкви. Построена она в 1786 г. и освящена в честь Крещения Господня. Уже в начале XVIII в. она была в непригодном состоянии, и духовной консисторией был назначен ее снос. В 1824 г. была построена новая церковь у реки Тулема в Салми. Эта церковь снесена не была, но в 1866 г. ее реставрировали. Рассчет на реставрационные работы сделал Выборгский областной архитектор Вильгельм фон Карл. В конце 1874 г. приход подал прошение в Духовное Управление, Выборгское областное управление и в экономический отдел Сената с просьбой перенести реставрированную церковь на остров Mantsinsaari в деревню Peltonen (Полевая). Сенат дал разрешение 20.01.1875 г. Духовное Управление так же выразило согласие. Землевладелец Михаил Васильевич Козлов обещал безвозмездно выделить участок Rno 11 для церкви, длина которой составляла 10 саженей и ширина 4 саженя.
Расходы по переносу и воздвижении церкви взяли на себя жители деревни. Церковь освящена 14.09.1879 г. в честь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Размеры ее были 22м х 8,25м х 8м. Бревенчатые стены были обшиты доской, дранчатая крыша, 4 печи для отопления. В 1883 г. пришлось обновить алтарь. Потолок был окрашен в белый цвет, половой настил обновили и окрасили в желтый цвет, отремонтировали забор вокруг участка, а в следующем году обнесли новым деревянным забором. В 1883 г. ворота были окрашены в зеленый цвет, а забор был желтым. Наружные стены церкви и колокольни были заново окрашены в 1888 г.
Печи обновили в 1909 г. и одновременно были обшиты внутренние стены. Все расходы были за счет прихожан, что явилось причиной для недовольства среди жителей деревни Tyompanen (Рабочая слава), поскольку настоятель Никитинский требовал использовать средства прихожан из этой деревни на ремонт церкви, в то время как часовня этой деревни также требовала обновления. В конечном итоге жители д. Tyompanen настояли на своем. Новая колокольня построена в 1928 г. и имела 9 колоколов, которые подарил Павел Щукин. Самый большой колокол весил 1250 кг. Все они были отлиты на Орловском заводе С-Петербурга. На приходском собрании от 01.09.1929 г. было решено крышу покрыть жестью.
В 1930 г. окна уже не были первоначальными. По-видимому, их обновили, делая общий ремонт и утепление стен в 1909 или 1920 году, т.к. они были совершенно такими же, как в часовне дер. Oritselka (Жеребячий хребет), которые были обновлены в 1926 г. В протоколах прихода, однако, не упоминалось об их обновлении. Не было так же упоминания и об окраске наружных стен в XIX в., но уже в 1928 г. стены церкви были окрашены вместе с обновлением колокольни и покраской жестяной крыши. Снаружи стены были окрашены в белый цвет, орнамент в зеленый, крыша в черный, а купола и кресты позолочены.
От церкви до кладбища было 2 км, которое располагалось в Uolanmaki на хребте песчаного кургана, близ шоссейной дороги. Кладбище в 2 га окружала деревянная изгородь, в которой ворота были украшены резной дугой. Документов о времени основания этого кладбища не найдено. История деревень Полевая и Мантсинсаари передавалась непрерывно до сегодняшних дней. Жилых домов на острове было много и количество жителей зависело от времени и места. Возможно, кладбище или часть его использовалось столетиями, т.к. там найдена могила викинга. На Мантсинсаари были найдены места языческих жертвоприношений и погосты языческих времен, а так же поселения и кладбища христианского времени. Например, в 1,2 км от церкви с северо-востока на юг в Raitasaari располагалась старая часовня и погост, на которых к 1930 г. не осталось больше отличительных знаков. Жертвенник языческих времен обнаружен в дер. Peiponen (Воробей) на берегу Jetsu. В христианские времена с Валаамского монастыря был привезен на это место каменный крест с изображением свт. Николая покровителя мореплавателей. От кладбища, прим. 1,5 км к юго-западу в д. Saukkanen (Выдра) располагался «древний» погост. В 1930 г. на его месте было несколько старых елей, из под которых выделялись остатки деревянных замшелых крестов.
Изначально церковь Мантсинсаари располагалась на месте Салминской церкви. Построена она в 1786 г. и освящена в честь Крещения Господня. Уже в начале XVIII в. она была в непригодном состоянии, и духовной консисторией был назначен ее снос. В 1824 г. была построена новая церковь у реки Тулема в Салми. Эта церковь снесена не была, но в 1866 г. ее реставрировали. Рассчет на реставрационные работы сделал Выборгский областной архитектор Вильгельм фон Карл. В конце 1874 г. приход подал прошение в Духовное Управление, Выборгское областное управление и в экономический отдел Сената с просьбой перенести реставрированную церковь на остров Mantsinsaari в деревню Peltonen (Полевая). Сенат дал разрешение 20.01.1875 г. Духовное Управление так же выразило согласие. Землевладелец Михаил Васильевич Козлов обещал безвозмездно выделить участок Rno 11 для церкви, длина которой составляла 10 саженей и ширина 4 сажена.
Расходы по переносу и воздвижении церкви взяли на себя жители деревни. Церковь освящена 14.09.1879 г. в честь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Размеры ее были 22м х 8,25м х 8м. Бревенчатые стены были обшиты доской, дранчатая крыша, 4 печи для отопления. В 1883 г. пришлось обновить алтарь. Потолок был окрашен в белый цвет, половой настил обновили и окрасили в желтый цвет, отремонтировали забор вокруг участка, а в следующем году обнесли новым деревянным забором. В 1883 г. ворота были окрашены в зеленый цвет, а забор был желтым. Наружные стены церкви и колокольни были заново окрашены в 1888 г.
Печи обновили в 1909 г. и одновременно были обшиты внутренние стены. Все расходы были за счет прихожан, что явилось причиной для недовольства среди жителей деревни Tyompanen (Рабочая слава), поскольку настоятель Никитинский требовал использовать средства прихожан из этой деревни на ремонт церкви, в то время как часовня этой деревни также требовала обновления. В конечном итоге жители д. Tyompanen настояли на своем. Новая колокольня построена в 1928 г. и имела 9 колоколов, которые подарил Павел Щукин. Самый большой колокол весил 1250 кг. Все они были отлиты на Орловском заводе С-Петербурга. На приходском собрании от 01.09.1929 г. было решено крышу покрыть жестью.
В 1930 г. окна уже не были первоначальными. По-видимому, их обновили, делая общий ремонт и утепление стен в 1909 или 1920 году, т.к. они были совершенно такими же, как в часовне дер. Oritselka (Жеребячий хребет), которые были обновлены в 1926 г. В протоколах прихода, однако, не упоминалось об их обновлении. Не было так же упоминания и об окраске наружных стен в XIX в., но уже в 1928 г. стены церкви были окрашены вместе с обновлением колокольни и покраской жестяной крыши. Снаружи стены были окрашены в белый цвет, орнамент в зеленый, крыша в черный, а купола и кресты позолочены.
От церкви до кладбища было 2 км, которое располагалось в Uolanmaki на хребте песчаного кургана, близ шоссейной дороги. Кладбище в 2 га окружала деревянная изгородь, в которой ворота были украшены резной дугой. Документов о времени основания этого кладбища не найдено. История деревень Полевая и Мантсинсаари передавалась непрерывно до сегодняшних дней. Жилых домов на острове было много и количество жителей зависело от времени и места. Возможно, кладбище или часть его использовалось столетиями, т.к. там найдена могила викинга. На Мантсинсаари были найдены места языческих жертвоприношений и погосты языческих времен, а так же поселения и кладбища христианского времени. Например, в 1,2 км от церкви с северо-востока на юг в Raitasaari располагалась старая часовня и погост, на которых к 1930 г. не осталось больше отличительных знаков. Жертвенник языческих времен обнаружен в дер. Peiponen (Воробей) на берегу Jetsu. В христианские времена с Валаамского монастыря был привезен на это место каменный крест с изображением свт. Николая покровителя мореплавателей. От кладбища, прим. 1,5 км к юго-западу в д. Saukkanen (Выдра) располагался «древний» погост. В 1930 г. на его месте было несколько старых елей, из под которых выделялись остатки деревянных замшелых крестов.
Часовня в дер. Тюёмпяйнен освящена в честь пророка Илии и великомученика Георгия. Бревенчатая покрытая дранкой часовня имела размеры 10 х 6 м. «Возраста святыни никто не знает. Она была в течении многих столетий центральным святым местом с незапамятных времен». В старых налоговых справочниках д. Тюёмпяйнен (Tyompainen) представлена впервые 1764 г. Правда, в документах 1600 г. на том самом месте была д. Сельгяпяя (Selgapaa). В снимках 1907 г. в западной части прямостенного остова была восьмигранная колокольня, стены которой несколько расширялись кверху.
На колокольной площадке 8 профильных колонн, между которыми были сплошные перила. Крышу украшали деревянные узоры. Перед входом было открытое крыльцо. По длинным сторонам остова было три продолговатых окна. Образец башни возвращается к колокольням первой половины 1800 гг. В метрических книгах Laatokan Mantsi началом строительства обозначен 1807 г.
12.09.1909 г. деревенский сход провел собрание, которое созвал староста часовни Степан Вайнио. Настоятель Никитинский требовал, чтобы финансы часовни были переданы на ремонт церкви (в церковную казну). Жители деревни единодушно отказались и решили ремонтировать свою часовню. Колокольня часовни была в столь плохом состоянии, что туда нельзя было поднимать новые колокола. Крышу и пол надо было ремонтировать основательно. Жители села обратились к настоятелю Никитинскому и представили ему потребность часовни в ремонте. Настоятель не нашел в этом необходимости и требовал деньги на ремонт церкви. «На острове не нужна часовня, поскольку есть церковь». Жители деревни обратились в Духовную Консисторию и просили разрешения на ремонт часовни и сбора добровольных пожертвований. В январе 1910 г. жители послали обращение к Архиепископу о ремонте часовни. Наконец в1912 г. часовню смогли отремонтировать. Ремонт стоил 2400 марок, из средств собранных жителями села и из собственных средств часовни.
Старая 8-угольная колокольня и притвор были разобраны, в западной части построили новомодную квадратную с шатровой крышей колокольню, на каждой стороне которой были ставни, закрывающие звуковые отверстия. Стены колокольни были облицованы вертикально досками. Вокруг крыши колокольни была узорчатый орнамент. Новый притвор был уже внутреннего помещения и немного ниже. Стены внутреннего помещения были вертикально облицованы, а так же входной треугольник в притворе. В остальном притвор был прежним. Каменный фундамент так же покрыли досками. Над входной дверью сделали маленькое квадратное окно для освещения. Перед дверью были бетонированные ступени. Окна были в форме Т-клетка. Дранковую крышу обновили. Узорчатые наличники видимо были уже в старой часовне. Их только обновили. Орнамент вернулся со времен конца VIII начала XIX вв.
Фотографии указывают, что старый первоначальный остов часовни подразумевается, что средняя часть церкви и притвор колокольни, которые были одинаковой ширины и общие, по-видимому, построены одновременно в 1807 г. Часовня, вероятно, была отремонтирована во второй половине XIX в., т.к. на это указывают большие прямоугольные окна. В начале XIX в. окна обычно были маленькие. Одновременно часовню снаружи облицевали досками. Замену окон и облицовку стен проводили одновременно. Навес над входом, возможно, так же построен в это время.
Рядом с часовней в «святой роще» было место для хранения жертвенного мяса для праздников. Это было простое строение из бревен и вначале было старой дедовской часовней, которая в свое время была освящена в часть св. Андрея. Квадратной формы часовня была построена на таком высоком деревянном фундаменте, что входная дверь располагалась почти на середине западной стены. Отверстие для двери было прямоугольной формы и не было над ней никакого навеса. Тип был довольно обычный и долговременный в Северной России, поэтому не придавалось значения форме постройки. Сохранившиеся снимки настолько нечеткие, что невозможно установить форму узорчатых наличников на крыше часовни.
Далее идет описание языческих праздников с жертвоприношениями. С древних времен на кладбище закалывали бычка (20 июля). Мясо варили на погосте или на берегу, народ собирался на ритуальный обед. Жертвоприношения были так же и об умерших. Остатки мяса продавали в пользу часовни. Этот праздник был основан язычниками и проводился каждый год в честь поспевания урожая. После обращения в христианство в Карелии стали почитать как покровителя хлебов св. пр. Илию, который, якобы, выражал свою волю через гром и молнии. Отсюда приметы: «Ильинские грозы растят хорошие хлеба, а Ильинские молнии делают хорошим зерно», «Чем больше Ильинских гроз, тем полнее осенью закрома, а если нет Ильинских гроз – лари останутся пустыми».
Раньше в жертву приносили северного оленя, которого, по местному поверию, св. Илия посылал в деревню. Олень переплывал Ладогу и отдавался старейшинам деревни. В одно лето олень не появился, только поднялся большой шторм. Народ был в ужасе, пока не нашли решение. Из деревни Оритселькя (Oritselka) привели трехлетнего бычка и закололи его. Во время ритуала буря утихла и с Ладоги приплыл на берег олень. Олень подошел к месту жертвоприношения, понюхал бычье мясо, кивнул головой, вернулся на берег и исчез в Ладоге. На этом основании старейшины решили, что Илия был доволен, и объявили народу, что с этого дня староста часовни в деревне Тюёпяя (Tyopaa) будет принимать трехлетних бычков для закалывания в Ильин день. Это стало обычаем и со многих деревень Салминского погоста люди стали приезжать на праздник.
Православная Церковь выступала против этого. Приходское священство начало борьбу против этого в конце 1880 г. Первый раз был запрет на жертвоприношение в 1858 г. Прихожане все же придерживались старых обычаев. Понемногу языческие обычаи стали уходить и вместо “hakkijuhla” пришел праздник прор. Илии. Священники стали совершать богослужения. Бычков, правда, еще дарили часовне, но теперь их через аукцион отдавали в наем, а доход от этого шел в пользу часовни. Последний такой аукцион прошел в 1912 г.
Вдеревне Ууксолонпяя было две часовни, обе бревенчатые с дранчатой крышей: часовня в честь свт. Николая Чудотворца размером 3 х 6 х 2 м и вмч. Георгия разм. 5 х 8 х 2 м.
На острове Мантсинсаари в д. Полевая (Peltonen) была также частная часовня, которая располагалась во дворе Феодора Стюкина-Сидорова. Она была очень маленькая в основании 2 х 3 м, бревенчатая. Доски на крыше были спрофилированы. В центре двускатной крыши был купол-луковица и крест. Эта часовня Дамаскина была освящена в память свт. Николая и построена в 1850 г. По преданию мужчины рода Сидоровых построили ее в благодарность за спасение на море.