На всем протяжении нашей истории возникали обряды и поверия, которые претендовали на место веками проверенных традиций. Но народ своим нравственным чутьем, воспитанным на евангельских ценностях, отвергал все чуждое христианской традиции и принимал то, что не вредит духовному здоровью каждого человека и общества в целом.
Ныне, к глубокому сожалению, это нравственное чутье если и не утрачено совсем, то весьма притупилось. Заметно притупилось оно прежде всего у людей, считающих себя образованными и просвещенными. Иначе как объяснить появление в последнее время таких «праздников» как «Хэллоуин» и «День святого Валентина», широко пропагандируемых СМИ и навязываемых к проведению их в учебных заведениях и центрах организации досуга? Эти праздники не государственные, но почему-то упрямо навязываемые нашему народу государственными чиновниками. Причем преподаются эти праздники не как «День нечистой силы» и «День распутства», которыми они являются по существу, а под христианской личиной.
Однако достаточно иметь непредвзятый и трезвый разум, чтобы увидеть подлог. Так называемый «День всех святых» («Хэллоуин») больше напоминает шабаш нечистой силы, а о святости говорить там считается дурным тоном.
Но если этот «праздник» уже позади, то впереди нас ожидает еще одно испытание на благоразумие. «День святого Валентина» – так у нас называют день всех влюбленных -это еще один подлог, в котором ничего христианского нет. Увидеть это не трудно. Достаточно открыть православный календарь и посмотреть на 14 февраля. Память святого с именем Валентин в этот день не празднуется. В Православной Церкви почитаются шесть святых с этим именем, и все они празднуются в разное время: 7 мая, 19 июля, 12 августа, 4 октября, 2 декабря и в день памяти всех новомучеников и исповедников Российских, празднуемое в третье воскресение после праздника Крещения Господня. Таким образом, в Православной Церкви нет святых с именем Валентина, причастных ко дню влюбленных. Наконец, причем здесь «святой Валентин» и праздник влюбленных?
В Евангелии и вообще в христианстве нет понятия влюбленности, но есть понятие любви как высшей добродетели. Более того, в Новом Завете Любовь выступает и как свойство, и как имя Божие: «Бог есть Любовь» (1Ин.4:16). Ясно, что такое понятие любви несравненно выше всякой влюбленности. Влюбленность есть чувство больше эмоциональное, а потому непостоянное. Оно может перейти в любовь, а может обратиться и в греховную страсть. Последнее более муссируется СМИ и пропагандистами «свободной любви», от которой теряется в неокрепшей детской психике здоровые чувства стыдливости, скромности, совести, святыни и даже самой любви. Влюбленность, а затем и любовь, сугубо личные чувства, связанные с тайной человеческой души, святыня сердца. Выставляя эти чувства напоказ, человек подвергает свое психическое здоровье большой опасности. Поэтому подобные «праздники» развивают в молодых людях лишь цинизм и скептическое отношение к возвышенным чувствам между юношей и девушкой, что делает невозможным создание здоровой семьи. А без этого нет будущего у нас и в целом у России.
Сегодня остро стоит демографический вопрос, поднимаемый на всех уровнях светской власти. Однако без духовно-нравственных действий, направленных против разврата, насилия и убийства, идущих с экранов и страниц СМИ, а также мер по поддержанию семьи этот вопрос не решить. Нам не надо забывать, что семья – это малая церковь, малое государство. Исходя из этого понимания семьи мы сами для себя должны решить: поглощать нам и далее духовные суррогаты, или вспомнив своих святых, таких как преподобные Кирилл и Мария, родители прп.Сергия Радонежского, преподобные Сергий и Варвара, родители прп.Александра Свирского, преподобные Петр и Феврония, и на примере их благочестивой семейной жизни, стараться являть собой и воспитывать в своих детях стремление и любовь к святыне семейного очага.
Священник Олег Вилко