Когда-то в детстве один праздник был окутан некой таинственностью. О нем говорила мама с соседкой тетей Машей в пол-голоса, его не было в календаре, его не показывали как первомайский парад по телевизору. А в детстве все любят тайны, секреты. И этот праздник соответствовал детскому воображению. К тому же накануне таинственного праздника мама пекла удивительные куличи, покрытые белой глазурью и посыпанные сверху разноцветными крупинками. Мама строго-на-строго запрещала их трогать до того самого дня… Пасха!
В нашем городе не было церкви, в школе о религии говорили как о пережитке прошлого, только почему-то за упоминание имени Божьего можно было легко вылететь из школы. Родители мои тоже никогда нам не рассказывали ни о Христе, ни о Его страданиях, ни о Его славном Воскресении. Опасно это было.
В советское время то, что не получалось запретить, то старались высмеять. Высмеивалась и вера в Бога. И вот я однажды, где не помню, услышал в шуточной манере: “Христос воскрес! Воистину воскрес!” Я этому не предал значение до того дня, как…
Одним весенним утром в воскресенье, когда можно было вдоволь поваляться в кровати, ко мне подошла мама и тихо произнесла: “Христос воскресе!” Мне так не хотелось просыпаться и я перевернулся на другой бок. “Христос воскресе!” – повторила мама и у меня вдруг в голове всплыла та фраза, которую я считал шуткой. “Воистину воскресе!” – буркнул я в надежде, что мама должна была рассмеяться от моего “остроумного” ответа. Но мама в изумлении приподнялась с моей кровати и спросила: “Откуда ты знаешь?” Такой реакции я не ожидал и потому окончательно проснулся. Действительно, откуда я мог знать ответ на древнее христианское благовестие, когда об этом никто нигде не говорил? Ведь не на уроке истории в советской школе нас научили!
Но я проснулся еще и потому, что почувствовал, как что-то сошлось, что-то внутреннее свершилось. Это звучало как пароль, который допускал меня к чему-то неизведанному и великому. Я понял, что для мамы эти слова наполнены особым смыслом и обрадовался, что дал правильный ответ. Но в то же время мне было стыдно признаться, что я не знал подлинного значения этих слов. Поэтому я маме так и не ответил.
Сегодня, через много лет, читая жития христиан первых веков, я вспоминаю и этот случай, когда тайно, в первый раз в моей жизни, мама принесла мне благую весть: “Христос воскресе!”
Воистину воскресе!
прот.Олег Вилко