Русская Фиваида


Проект православного, паломнического и просветительского комплекса

при храме прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев,

в д. Рауталахти Питкярантского района респ. Карелия


1. Введение.

В духовной истории России едва ли что-то может сравниться с «монастырским возрождением» XIVXVI столетий. Сотни подвижников, увлекаемые светлым идеалом преображения душ и сердец, устремились в бескрайние дебри, чтобы на берегах глухих рек и на дальних островах послужить Богу молитвой и постом. У основания этого духовного движения стоял великий русский святой – прп. Сергий Радонежский ( 1391). Самим преподобным, его учениками и учениками его учеников были основаны десятки пустынных монастырей. Это монастырское движение, начавшееся в тягостные для Руси времена раздробленности и «ордынского плена», способствовало духовному пробуждению русского общества, явилось импульсом к преодолению внутренних неурядиц и внешней зависимости. Возникшие в ту эпоху монастыри сыграли важнейшую роль в духовном, культурном и экономическом развитии страны.

С наибольшей силой монастырское движения проявило себя в пустынных землях Северной Руси. Известный русский писатель и путешественник XIX в. А.Н.Муравьев, побывавший в старинных северных обителях, назвал тамошние края «Русской Фиваидой на Севере» – по аналогии с египетской пустыней Фиваида, где в опаленных солнцем горах некогда зарождалось монашество. Муравьев писал: «кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера? На пространстве более 500 вёрст, от Лавры до Белоозера, и далее это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников… Преподобный Сергий стоит во главе всех на южном краю сей чудной области и посылает внутрь её своих учеников и собеседников, а преподобный Кирилл на другом её краю приемлет новых пришельцев и расселяет обители окрест себя, закидывая свои пустынные мрежи даже до Белого моря и на острова Соловецкие».

2. Цель проекта. Вопрос, заданный А.Н.Муравьевым полтора века назад: «кто знает этот наш чудный мир иноческий?», остается и сегодня почти что риторическим. Даже паломники, устремляющиеся к святыням отдельных монастырей, редко представляют себе весь масштаб и всю красоту духовного подвига нескольких поколений русских аскетов, освятивших своими молитвами пространства Севера. В сознании современного человека практически отсутствует представление об этом ярком и удивительном событии русской истории, равно как и понимание сути монашеского «делания» как такового.

Предлагаемый проект призван хотя бы отчасти заполнить эту лакуну и носит духовно-просветительский характер. Цель его создателей – познакомить гостей с идеей монашества, с историей Русской Фиваиды, с важнейшими обителями Севера, возникшими в ту эпоху, а также создать для паломников благоприятные условия для молитвенного обращения к памяти святых Русской Фиваиды.

3. Идея проекта. В основе проекта лежит идея паломничества – духовного путешествия по святым местам. Средствами архитектуры и ландшафтного дизайна на горе, где находится действующий храм прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, предлагается создать образ Русской Фиваиды, состоящий из названного храма и ряда часовен. Гора изначально воспринимается в христианстве как образ Горнего мира, как первейшее место для молитвы, приближающее человека к Богу (вспомним библейские горы Синай, Фавор, Голгофу и др.). Горняя символика места как нельзя лучше соответствует идее подвига «земных ангелов и небесных человеков», как называют святых иноков. Храм и часовни в образной системе предлагаемого комплекса – это напоминания о главных обителях Севера и их основателях, т.е. о Русской Фиваиде как сакральном и историческом целом. Двигаясь от одного молитвенного здания к другому, человек совершает мысленное путешествие по Русской Фиваиде. Для верующих людей это мысленное путешествие превращается в небольшое паломничество, сопровождаемое молитвой и духовным созерцанием.

4. Основные элементы проекта.

4.1. Здания и сооружения. Основу проектируемого комплекса должны создать девять молитвенных зданий:

1) Храм прпп. Сергия и Германа, напоминающий о Валаамском монастыре;

2) Часовня во имя прп. Сергия Радонежского ( 1391), напоминающая о Троице-Сергиевом монастыре;

3) Часовня во имя прп. Кирилла Белозерского ( 1427), напоминающая о Кирилло-Белозерском монастыре;

4) Часовня во имя прпп. Зосимы ( 1477), Савватия ( 1435) и Германа ( 1483) Соловецких, напоминающая о Соловецком монастыре;

5) Часовня во имя прп. Павла Обнорского ( 1429), напоминающая об Павло-Обнорском монастыре;

6) Часовня во имя прп. Александра Ошевенского ( 1479), напоминающая об Александро-Ошевенском монастыре;

7) Часовня во имя прп. Нила Сорского ( 1508), напоминающая о Нилово-Сорской пустыни;

8 Часовня во имя прп. Александра Свирского ( 1533), напоминающая о Александро-Свирском монастыре;

9) Часовня во имя прп. Трифона Печенгского ( 1583), напоминающая о Трифоно-Печенгском монастыре.

Взаимное расположение часовен и места их помещения в ландшафте церковной горы определяются с учетом духовано-исторических и пространственно-географических особенностей соответствующих монастырей. При поэтапном осуществлении проекта в начале возводятся первые четыре здания. Часовни, рассчитанные на 5-6 молящихся, рубятся из дерева в стиле аскетичных северных часовен и архитектурно отличаются друг от друга. В каждой часовне находятся по две иконы – в честь посвящения главного престола соответствующего монастыря и его святого основателя (основателей), а также оформленный соответствующим образом текст необходимых кондаков, икосов, величаний и молитв и церковный подсвечник. Рядом с каждой часовней на специальном основании (или ее внешней стене) располагается стенд с фотографией монастыря и кратким рассказом о его истории, а также лавочка для отдыха. Часовни связаны одной кольцевой деревянной тропой.

В начальной точке маршрута устанавливается стенд с картой Русской Фиваиды и рассказом о ней.

В верхней части горы воздвигается большой деревянный поклонный Крест.

По внешнему контуру комплекс огораживается неглухим ограждением (типа северных косых жердевых заборов).

4.2. Богослужения и экскурсии. Помимо служб, проходящих в храме по расписанию, паломнические группы, следующие со священником, получают возможность самостоятельно проводить богослужения. По желанию туристов и паломников могут организовываться лекции-экскурсии силами специально подготовленных экскурсоводов, находящихся в штате туркомплекса «Лукоморье». Посещение церковного комплекса – как для частных лиц, так и для групп бесплатное.

4.3. Дополнительные учреждения. Целесообразно организовать продажу литературы о монастырях Севера, а также церковных свечей. Местом ее осуществления может стать небольшая сторожка, одновременно выполняющая роль ризницы при храме (хранение книг, облачений и икон).

5. Ограничения. Осуществление названного проекта накладывает определенные ограничения на деятельность расположенного рядом туристического комплекса «Лукоморье». Создание сакрального пространства с действующими молитвенными зданиями исключает создание в непосредственной близости с ним увеселительных заведений с громкой музыкой и возможностью обильного принятия алкогольных напитков. Кроме того, в туркомплексе должны быть вообще исключено проведение массовых мероприятий представителей нетрадиционных религий, включая современные неоязыческие и оккультные учения, показ стриптиза, организация концертов «heavy metal» и т.п. (учитывая привязанность сторонников подобных музыкальных направлений к демонической эмблематике) и т.д. Персонал туркомплекса должен быть проинформирован о подобных ограничениях и иметь строгий запрет на использование ненормативной лексики и курение на территории церковного комплекса. Эта территория должна охраняться (особенно в ночное время) от осквернения и святотатства.

Алексей Лаушкин

кандидат исторических наук

Дата записи: 5 Ноябрь 2013, th в 21:51 в рубрике Новости.